Круглый стол с представителями национальных диаспор г. Шадринска

3 апреля 2014 года за круглым редакционным столом собрались представители крупнейших национальных диаспор города Шадринска Курганской области.

Город Шадринск, как и вся Курганская область, многонационален. Одни народы жили здесь веками и считают Зауралье своей исторической родиной, другие — переселились на наши земли гораздо позднее, но и для них наш город уже успел стать родным. Но, несмотря на то, что на территории Шадринска десятилетиями проживают представители многих национальностей, мы очень мало знаем о культурных традициях друг друга.

Камил Камилов, представитель лезгинской и азербайджанской диаспоры:

– Хотелось, чтобы все это не осталось просто сказанным. Чтобы мы общались. И еще, я хочу, чтобы нас не называли «нерусский», а называли лезгинами, азербайджанцами, татами – россиянами.

Аинди Оздамиров, местное отделение Курганской областной общественной организации чечено-ингушской диаспоры «ВАЙНАХ»:

– Это, в первую очередь, нужно нам, тем, кто живет в Шадринске. В жизни все бывает: и хорошее, и плохое. Вот мы все думаем, что людям просто неинтересно знать о нашей культуре. Если эти данные опубликуют – все выиграют.

Инга Агишева, центр Шадринской городской общественной организации татаро-башкирской национальной культуры «Дуслык»:

– В ходе круглого стола по вопросу взаимодействия Ассамблеи народов Зауралья с органами власти и СМИ один из представителей народов Кавказа сказал, обращаясь к журналистам: «Пишите сердцем и тогда не будет проблем». Действительно, мы все разные, но все живем в России. Но у каждого из нас есть своя культура, свои традиции. Мне бы хотелось, чтобы шадринцы получали разнообразную информацию о национальных диаспорах – мы должны быть добрыми соседями, так давайте будем друг к другу чуть ближе.

Виталий Овчаренко, представитель общероссийской общественной организации содействия дружбе народов «Союз наций и народов России»:

– Посредством общения между представителями разнообразных диаспор можно решать множество возникающих вопросов . Жители могут узнать, чем занимаются представители тех или иных народов. Есть традиции, которые поддерживаются. Это один из этапов к реальной дружбе народов. У нас есть много точек соприкосновения, но мы потонули в негативе. Нельзя превращать молодежь в оголтелых националистов, мы живем в многонациональной России.

Инга Агишева:

– Помните, когда в прошлом году во время инвестиционного форума мы поставили шатер, надели национальные костюмы, показали свои обряды, многие подходили и спрашивали: а вы откуда? Удивлялись, что мы шадринцы. Мы здесь живем, а нас не видят и не знают. В то время, как все эти обряды мы можем показывать и для горожан. Мы живем на шадринской земле из поколения в поколение, а наша культура так и остается закрытой. Это же очень здорово, если люди увидят наши традиции, поймут, с кем живут бок о бок. Многие конфликты возникают из-за невольного нарушения границ национальных традиций. Конфликт начинается на бытовой почве, а перерастает в межнациональный.

Джамарз Битеев, местное отделение Курганской областной общественной организации чечено-ингушской диаспоры «ВАЙНАХ»:

– Мы все россияне. Кто бы что не говорил и не думал. Простой пример – Крым. События вокруг полуострова действительно всех нас объединили: партии, национальные диаспоры. Все объединились и сказали – Крыму быть с нами! Мы сообща так решили. Я первый раз за последнее время такое вижу. Это простой пример, почему мы должны быть вместе, нам есть чему поучиться друг у друга. Даже живя в одном подъезде, мы не знаем соседей. Я с ними здороваюсь и говорю: я живу здесь, обращайтесь. У нас принято, что в первую очередь ты должен быть хорошим соседом. Мне кажется, и хорошим делиться следует, и о своих проблемах рассказывать. Главное, чтобы в СМИ наша жизнь правдиво отражалась.

Камил Камилов:

– Наше государство — Россия, и армия наша «российская», а не «русская». Вы меня извините, но вы сами прекрасно знаете, сколько у нас национальностей. Я – лезгин, но я уважаю представителей других национальностей. Люди могут быть плохими или хорошими, нации не могут. Нет плохих наций. Надо все называть своими именами. Что мы слышим? «Понаехали!» Мне это обидно, извините, Всевышний создал землю для людей, а не для наций. У меня спрашивают: «Вы откуда?». Отвечаю: «Из Шадринска!» Я уважаю и люблю свой город. Заметьте, я говорю «Свой город». «Наше государство». Мы каждый в своем доме хозяин, а в государстве – нет. В государстве мы все равны. Мы же не говорим – Президент для русских, он Президент для России. Случись что, я пойду защищать свое государство, так как я россиянин. Я – не русский, я – лезгин, но я – россиянин. Мне обидно, что мне говорят «нерусский», потому, что я горжусь тем, что я лезгин и россиянин! У меня жена – русская. Но я же не говорю ей «ты русская», я ей говорю – «моя дорогая, моя вторая половина». Возьмем наше ТВ, несмотря на то, что у нас многонациональный город, я ни разу не услышал про татар, башкир, лезгин, азербайджанцев, чеченцев. Словно нас не существует. Почему наша городская власть не требует этого? Мы первый раз здесь собрались обсудить тему межнациональных отношений. Я не политик, но я свой город знаю. Сам бывший сотрудник милиции, пенсионер МВД. Просто у каждого есть право быть услышанным, как у гражданина России. Если у человека есть образование, есть диплом – почему его не принимают на работу по национальному признаку?

– Правильно говоришь! У нас у всех одна проблема. Почему нас не берут на работу, на службу? В органы, в банки?

Камил Камилов:

– Возьмем Тюмень, там есть лезгинская футбольная команда, свой ансамбль. Дают возможность что-то делать. Почему в Шадринске не сделать что-то подобное?

Виталий Овчаренко:

– Наша организация и создана для того, чтобы консолидировать национальные диаспоры в городах и регионах. Чтобы решать проблемы на разных уровнях. Предлагаю всем руководителям диаспор прийти к сотрудничеству.

Аблай Кадарбаев, представитель общественного объединения «Национально-культурная автономия казахов Курганской области»:

– Я родился в Шадринском районе, это моя Родина. Мы живем здесь. 98% казахов местные. Наши предки приехали сюда в 1929 году. Конечно, приезжали и позже, в основном для получения образования. Мы не приезжие, не заезжие, мы – свои. Всю жизнь с русскими вместе и ничего плохого про них не скажем. Конечно, мои дети ходили в школу и их там «китаезами» дразнили, но это дети. Ничего страшного. Все эти нюансы бывают, но не на почве национальных отношений, а скорее воспитания. И русского могут на работу не принять. Вот у меня отец умер, когда ему было за 80 лет. Он говорил так: «Мы, казахи, выжили благодаря русскому народу. Когда в Казахстане начался геноцид, когда морили голодом в 30-е годы, мы бежали сюда. И никогда этого нельзя забывать. Нас спасли русские». Я думаю, что нынешней молодежи всего хватает, в том числе и дерзости. Атмосфера такая, что на конфликт идет молодежь, которая не знает своей истории. Люди моего возраста крайне редко конфликтуют. Считаю, что все у нас нормально. Если мы будем чаще выступать в СМИ, нас будут видеть и слышать, то и добрососедские отношения восстановятся. То, что мы будем участвовать в подготовке материалов, рассказывающих о наших традициях, размещать вести с родины – большое дело.

Аинди Оздамиров:

– Не только вы, пресса, но и мы должны что-то делать для того, чтобы о нас плохо не говорили. Да, некоторые негативные факты есть, от них никуда не денешься. Знаю, что татары и казахи здесь хорошо живут, они местные. Мы – приезжие. Хоть мы и россияне, но мы с Кавказа. После известных кавказских событий негативное отношение к нам усилилось. Я живу в Шадринске более 30 лет. У меня много друзей среди представителей многих национальностей и между нами не встает барьер, потому что мы лично знаем друг друга, традиции уважаем. Бытовые вопросы иногда перерастают в огромные проблемы. К сожалению, СМИ порой подают информацию так, что одним словом порождают конфликт. Были случаи, когда совершались жестокие преступления, в которых огульно обвиняли «кавказцев», а в итоге оказывалось, что это не мы сделали. Если мы будем сидеть и ничего не делать, то так и будет продолжаться. Диаспоры должны пойти на диалог. Если мы будем рассказывать о себе, то и другие горожане нас станут лучше понимать, сегодня у тебя праздник, завтра – у меня. Давай будем взаимно вежливыми. Нужно этим заниматься серьезно. Начнет реально работать «Союз наций и народов России» – замечательно, а если только для галочки и отчетности – толку не будет.

Ирина Спирина, руководитель Центра русской народной культуры «Лад»:

– Ассамблея народов России была создана в 1998 году. В Курганской области Ассамблея народов Зауралья появилась в 2000 году. С момента основания я представляю русское население Зауралья, состою в совете, президиуме. И там, действительно, представлено очень много диаспор, общественных организаций. Работа Ассамблеи ведется очень активно, охватывает многие и многие направления. Практически раз в квартал собираются большие съезды, обсуждаются актуальные вопросы, бывают рабочие встречи, в которых принимают участие руководители области. То есть там можно поднять любой вопрос, касающийся как национальных проблем, так и культурных, экономических. Уже много лет в области проводятся национальные праздники. В этом году в Курган приедут правительственные делегации Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Татарстана. Каждая диаспора представит свою культурную программу, покажет свой быт, свою кухню. Затем состоится общий концерт, где артисты разных национальностей будут сменять друг друга. Все это очень сплачивает и обычно проходит душевно. Областная газета «Новый мир» с лета прошлого года публикует целые страницы по истории народов, населяющих наш край. У Ассамблеи народов Зауралья есть свой сайт, где можно выложить свою информацию или прочитать уже имеющуюся. В Центре русской народной культуры «Лад» сформировалась уже обширная библиотека национальной литературы. Я считаю, что в нашей области вопрос межнациональных отношений активно и широко обсуждается. Нам, шадринцам, нужно лишь подключатся и запускать свои проекты.

Инга Агишева:

– Почему бы нам не сделать единый центр национальных культур?

Виталий Овчаренко:

– Собраться в рабочем порядке и разработать программу. Чтобы каждая диаспора предложила свои мероприятия. Ходили бы в гости друг к другу на праздники. Праздники земляков, шадринцев. Это бы было правильно.

– Почему представители народов Кавказа остаются в тени и не спешат делиться своими традициями?

Аинди Оздамиров:

– Просто на это раньше никто внимания не обращал. Хотя у нас есть единый праздник – 12 июня, День России, когда все народы могут представить свои обряды. Надеюсь, что это будет не единственный день.

– Чувствую, что у вас некая обида проскальзывает.

– Есть немного. Взаимная обида существует.

Камил Камилов:

– Мне обидно слышать, когда про победу в Великой Отечественной войне говорят «русская армия». Победила многонациональная российская армия. Мои четыре дяди с войны не вернулись. Их было пять братьев и только отец вернулся домой.

Виталий Овчаренко:

– Мы должны рассказывать реальную историю дружбы народов и жизни народов.

Аинди Оздамиров:

– Если мы хотим сделать что-то полезное, давайте менять отношение. Что бы мы ни говорили, как бы ни пытались сгладить острые углы, проблема существует. Мелкая обида копится и когда-то прорывается. Казахам, татарам, башкирам проще. Они давно, веками здесь живут. А военные действия на Кавказе все перевернули. Много смертей было с каждой стороны. Но ведь в результате пострадали и сами кавказцы. В 90-е годы я уехал на родину и думал, что обратно не вернусь, а жизнь повернулась иначе. Хорошо, я до этого жил в России и знал уже многое. А сюда приехали молодые люди, те, кто не знает местного менталитета. Начались очень серьезные конфликты и проблемы. Хорошо, что сейчас несколько все успокоилось, стали жить лучше.

Валерий Швецов, руководитель отдела администрации города по взаимодействию с правоохранительными органами и связям с общественностью:

– Мы многие годы все были русскими. Сейчас – россияне, причем у каждого есть своя национальность. Давайте помнить это и уважать друг друга.
Фото Станислава ФИСЬКОВА.


Добавить комментарий

Перед отправкой формы: